11 апреля фондом инфраструктурных и образовательных программ ОАО РОСНАНО был организован семинар «Текущее состояние и перспективы подготовки кадров по нанотехнологиям». Семинар был посвящен обсуждению результатов анализа образовательных программ российских вузов, включая программы, разработанные по заказу ОАО РОСНАНО. В семинаре приняли участие представители НОЦ НТ. Докладчики и участники затронули широкий спектр проблем, в числе которых – образовательные приоритеты (в частности – место и роль менеджмента и маркетинга), вопросы классификации программ, взаимосвязь образовательных учреждений с производственными предприятиями, а также направления дальнейшей работы по систематизации накопленного опыта преподавания учебных дисциплин, связанных с высокими технологиями. С докладами выступили: зам. директора Института теоретической физики им. Ландау РАН М.В. Фейгельман (доклад «О методике поиска и оценки образовательных программ, связанных с нанотехнологической тематикой»), профессор кафедры электрохимии МГУ Г.А. Цирлина («Экспертные оценки структуры научных направлений и разработок, связанных с наноиндустрией»), руководитель лаборатории сверхпроводимости Института физики твердого тела РАН В.В. Рязанов («Обобщенные предложения экспертов об оптимальной структуре программ подготовки кадров для средне- и долгосрочных задач развития наноиндустрии»). В ходе докладов и последующего обсуждения была раскрыта методика отбора и анализа образовательных программ. Обобщая результаты анализа, выполненного «», докладчики отметили сравнительно высокий процент образовательных программ, получивших положительную оценку (до 41%). В процессе анализа научных направлений из первоначальных 561 проекта было отобрано около 300. Из них, в свою очередь, на выход конкретного конечного продукта ориентировано около 10%; преимущественные направления – наноэлектроника и нанофотоника. Неоднократно подчеркивалось, что отсутствие перспективного планирования и ориентация на «сиюминутные» задачи и краткосрочную перспективу (в частности – на выполнение заказов на подготовку специалистов для конкретного предприятия) ставит под угрозу конкурентоспособность страны в области нанотехнологии. В то же время представителями производственных предприятий высказывались мнения о необходимости повышения компетентности персонала, как в предметной области, так и в маркетинге; при этом речь должна идти не о переподготовке, а о целевой подготовке под задачи конкретного предприятия. Докладчиками выделены три базовых направления подготовки бакалавров: 1) направление, связанное с «сухими» технологиями (базовая дисциплина – физика); 2) направление, связанное с «мокрыми» технологиями (базовая дисциплина – физическая химия); 3) направление, связанное с механическими свойствами композитов (повышение прочности, износостойкости и др.) – подготовка материаловедов. По результатам докладов и обсуждения можно сделать вывод, что экспертами проделана большая работа по систематизации образовательных программ. В то же время, неоднократно заданный вопрос о доступности результатов проделанной работы, по сути, остался без ответа: высказано лишь предположение, что созданная база данных станет общедоступной с июня 2012 г. Нельзя, впрочем, не отметить, что в действительности ситуация с общим доступом (на апрель 2012) удовлетворительная.