Модернизация экономики и выход на лидирующие позиции в сфере техники и технологий невозможны без подготовки инновационно ориентированных специалистов в сферах, соответствующих приоритетным направлениям развития. Одним из таких направлений является наноиндустрия, центральное место в определении которой занимает понятие нанотехнологии - методов контролируемого воздействия на предметы, включающие нанообъекты и приобретающие на этой основе новые качества, обеспечивающие их интеграцию в системы верхнего масштабного уровня.
Многочисленные примеры промышленной реализации нанотехнологии связаны с наноэлектроникой и смежными с ней направлениями - нанооптикой, нанофотоникой. Именно в этих областях целенаправленная подготовка специалистов была начата в первую очередь.
Такая важная прикладная отрасль, как строительное материаловедение, до самого последнего момента не считалась значимым потребителем продукции наноиндустрии. Были известны лишь отдельные реализации нанотехнологии, основанные на введении в материалы синтезированных наноразмерных модификаторов - углеродных и оксидных наночастиц, углеродных нанотрубок. В отдельных случаях при этом действительно был отмечен прирост показателей эксплуатационных свойств; но подобное узкоспециализированное понимание нанотехнологии строительного материаловедения не позволяло представить ее как целостную систему научного знания - первого и важнейшего элемента в структуре научного познания. Как следствие - не представлялось возможным ни выделить предметные образовательные компетенции, ни сформировать необходимый пакет документов в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Лишь в последнее время систематизация предметной области и преодоление противоречия между прикладной ориентацией и междисциплинарной сущностью теоретико-эмпирической дисциплины - нанотехнологии строительного материаловедения - позволили сформулировать пререквизиты эффективной организации образовательного процесса.
Переход от специалитета на уровневую систему обучения, сочетание различных образовательных технологий - среди которых в последнее время часто необоснованное предпочтение отдается дистанционным формам обучения - безусловно необходимые, но не достаточные пререквизиты формирования комплекса теоретических знаний и практических умений реализации нанотехнологии в строительном материаловедении.
Современным условиям наиболее адекватно положение, в соответствии с которым приоритет следует отдать сформированным при высших учебных заведениях научным подразделениям нанотехнологической направленности - научно-образовательным центрам. Приборная база и специализированное оснащение таких центров позволяют реализовать программы комплексного характера, предусматривающие выполнение самостоятельных практических исследований в передовой области материаловедения.
Это положение раскрывается через преемственность в образовательных программах: от программ научных кружков, через программы обучения магистров и аспирантов до программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, программ переподготовки специалистов.
Междисциплинарный характер образовательных программ по дисциплинам интегративного типа призван расширить научный кругозор специалистов.
Вариативность образовательных программ в области наноматериалов и нанотехнологий отражает пожелания, высказанные работодателями.
Обучение магистров и аспирантов ведется в непосредственном взаимодействии с активно работающими учеными, занимающимися с ними как в учебных аудиториях на лекциях и семинарах, так и в научных лабораториях; последнее особенно важно вследствие практической направленности нанотехнологии.
Справедливость утверждения о приоритетном положении научно-образовательных центров в иерархии образовательных структур нанотехнологического профиля и реальную возможность реализации действительно комплексного характера образования подтверждает то, что в настоящее время на территории Российской Федерации функционирует большое число таких структурных подразделений. Они созданы в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Таганрога, Белгорода и многих других городов.
Представляется очевидным, что решение образовательной задачи подготовки инновационно ориентированных специалистов в области нанотехнологии строительного материаловедения будет возложено на подразделение при учреждении высшего образования строительного профиля.
Такой научно-образовательный центр был в 2012 г. открыт и в Московском государственном строительном университете.
Сотрудниками НОЦ разработаны многочисленные программы образовательных курсов: "Введение в нанотехнологию", "Наномодифицированные и наноструктурированные композиционные строительные материалы", "Методы исследования в нанотехнологии строительного материаловедения", "Методы оптимизации в нанотехнологии строительного материаловедения", "Прикладная статистика и планирование эксперимента в нанотехнологии строительного материаловедения", "Наноматериалы и нанотехнологии в строительстве: эмпирический и модельный подход".
Среди задач, несколько отстоящих от основного профиля центра - работа с зарубежными специалистами. Так, в 2012 г. под руководством сотрудников центра прошла стажировка двух студентов из Франции. Тематика стажировки пересекалась с научными интересами сотрудников центра, представленный результат работы получил высокую оценку руководства университета.
В настоящее время научно-образовательный центр по направлению "нанотехнологии" Московского государственного строительного университета можно рассматривать как великолепно оснащенную площадку для подготовки инновационно ориентированных научных и педагогических кадров - важнейший пререквизит системы комплексного образования в нанотехнологии строительного материаловедения.